Школьные столовые: шеф-повара улучшили отвратительные блюда из детского меню. Школьные столовые: шеф-повара улучшили отвратительные блюда из детского меню Школьный повар

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Д.Тарасова г. Озерска Калининградской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Е. Юлдашева

«___»_____20_г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПОВАРА ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ

«___»_____20_г. № ___

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.На должность повара принимается лицо не моложе 18 лет, имеющее специальное образование.

1.2.Подчиняется директору школы, зам. директора по АХЧ, заведующей производством школьной столовой.

1.3.Назначение на должность, перемещение и освобождение от должности производит директор школы.

1.4.В своей деятельности повар руководствуется:

Руководящими и нормативными документами по вопросам выполняемой работы ;

Уставом школы;

Правилами внутреннего трудового распорядка:

Приказами, распоряжениями директора школы;

1.5. Повар должен знать:

Основы гигиены;

Санитарно-эпидемиологические правила;

Режим дня школы;

Нормы питания, основные правила приготовления блюд, сохранения и обогащения пищи витаминами ;

Правила пользования электрооборудованием;

Действия в экстремальных ситуациях.

2. ФУНКЦИИ

На повара возлагается функция обеспечения своевременного, в соответствии с режимом школы, доброкачественного приготовления пищи для детей и сотрудников.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций повар обязан:

3.1.Выполнять работу по приготовлению блюд и кулинарных изделий.

3.2.Участвовать в составлении меню на каждый день.

3.3.Осуществлять закладку продуктов в последовательности, учитывающей продолжительность их варки.

3.4.Принимать точно по весу доброкачественные продукты из кладовой, обеспечивать их гигиеническую и термическую обработку, культурную подачу пищи детям, в соответствии с нормой закладываемых продуктов на одного ребенка.

3.5.Обеспечивать:

Правильное хранение и расходование продуктов по назначению;

Гигиеническую обработку продуктов и подачу пищи в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

3.6.Отпускать готовую пищу в соответствии с нормой закладываемых продуктов в расчете на ребенка.

3.7.Закладывать и хранить суточные пробы всего дневного рациона согласно требованиям СанПина.

3.8.Выполнять вспомогательные работы при изготовлении блюд и кулинарных изделий.

3.9.Проводить обработку сырых и вареных продуктов при использовании соответствующих маркированных досок и ножей, исключать возможность контакта сырых и готовых продуктов.

3.10.В обязательном порядке процеживать рыбные и мясные бульоны .

3.11.Следить за санитарным состоянием кухни, кухонного инвентаря и оборудования и содержать его в чистоте (один раз в месяц проводить генеральную уборку).

3.12.Соблюдать правила личной гигиены, санитарные требования к технологий приготовления пищи.

3.13.Своевременно проходить медицинский осмотр.

3.14. После каждой технологической операции разделочный инвентарь подвергать санитарной обработке.

3.15. Не использовать в приготовлении пищи посуду с трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью.

3.16. Систематически проводить дез. обработку ветоши, пользоваться только маркированной ветошью согласно маркировки.

3.17. Чистую кухонную посуду хранить на стеллажах.

3.18. В работе использовать только соответственно промаркированный кухонный инвентарь (ножи, разделочные доски, чашки)

3.19. Для каждого помещения пищеблока пользоваться только промаркированным уборочным инвентарем .

3.20. Постоянно вести борьбу с мухами.

3.21. Следить и не нарушать товарного соседства в холодильниках.

4. ПРАВА

Повар имеет право:

4.1.Не принимать продукты, если они имеют признаки недоброкачественности.

4.2.Ходатайствовать перед администрацией о наказании лиц, использующих кухонный инвентарь без разрешения повара.

4.3.Требовать от администрации создания условий для выполнения прямых обязанностей, своевременного ремонта оборудования и обеспечение чистящими средствами .

За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов , законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, повар несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

7.6.Отсутствие обоснованных претензий со стороны Роспотребнадзора.

7.7.Правильный уровень калорийности приготовляемых блюд.

7.8. Соблюдение бюджета школы, экономия расходов.

7.9.Аккуратность, своевременность и точность оформления отчетной и рабочей документации.

7.10.Отсутствие негативных оценок со стороны директора школы.

7.11.Соблюдение трудовой дисциплины.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится в школе, другой - у работника.

8.2. Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций бухгалтерии школы.

8.3.Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом директора школы.

8.4.Должностная инструкция разработана в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы.

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий производством школьной столовой

подпись ФИО

С настоящей должностной инструкцией ознакомлен:

__________ ____________ «___»_____20_г.

, равно как инструкция повара ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), имеет некоторые особенности, отличающие ее от подобных документов, составленных для поваров других организаций. Связано это с тем, что работать такому сотруднику приходится в контакте с детьми. Об основных моментах, связанных с разработкой должностной инструкции для указанных специалистов, и пойдет речь в нашем материале.

Особенности трудовых функций повара школы или ДОУ

Суть трудовых функций поваров школьной столовой или столовой дошкольного образовательного учреждения (детского сада), так же как и любых других, заключается в приготовлении еды. Однако особенностью деятельности указанных специалистов является то, что пищу им приходится готовить для детей — а это значит, что требования к блюдам значительно повышаются. Иными словами, при приготовлении блюд школьным и детсадовским поварам требуется учитывать особенности питания детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

При этом неслучайно функции поваров школьной столовой и столовой детсада в нашей статье рассматриваются в совокупности: в некоторых организациях должностная инструкция для этих специалистов так и называется — должностная инструкция повара детского питания. Разница в особенностях труда на данных должностях заключается лишь в возрастных рамках детей, которые необходимо учитывать в ходе работы.

Стандартная структура должностной инструкции повара школы/детсада

Несмотря на то что образовательные учреждения (и школы, и детские сады) в большинстве своем организации государственные, должностные инструкции для своих работников они вправе разрабатывать самостоятельно, исходя из реалий и специфики работы конкретной организации. При этом, как правило, должностные инструкции поваров школ или детских садов все равно имеют общую структуру, принятую правилами кадрового делопроизводства.

В первую очередь в инструкции указывается информация о дате утверждения документа и руководителе, сделавшем это. Эти данные указываются в столбце в правом верхнем углу титульного листа инструкции. После надписи «Утверждаю» руководитель ставит свою подпись в специально оставленной для этого пустой графе. В этом же столбце же могут проставляться подписи лиц, с которыми был согласован текст документа в процессе разработки (хотя иногда сведения о согласовании располагают в конце инструкции).

Не знаете свои права?

Общие положения должностной инструкции такого повара включают в себя основные требования, предъявляемые к кандидату на должность (возраст, образование, навыки, опыт работы), а также определяют положение сотрудника в общей структуре заведения (подчинение, замещение и т. д.). Кроме того, в этом же разделе устанавливаются правила приема и увольнения работника.

Основной раздел документа посвящен описанию должностных прав и обязанностей повара. При этом важно помнить: чем подробнее и конкретнее будут расписаны трудовые права и обязанности работника в его должностной инструкции, тем проще ему будет понять, что от него требуется, и тем эффективнее он будет выполнять свою работу.

Последний раздел инструкции обычно посвящен ответственности работника. Здесь определяется и то, за что несет ответственность повар, и варианты наказания за неисполнение установленных положений. Необходимо только не забывать при составлении, что ответственность работника по должностной инструкции не может быть строже предусмотренной законодательством.

Основные требования к школьному повару или повару детского сада

Основные требования к кандидату на должность повара детского образовательного учреждения содержатся в профессиональном стандарте «Повар», утвержденном приказом Минтруда от 08.09.2015 № 610н. Их можно описать в трех пунктах:

  1. Профессиональные навыки. Сюда включаются в первую очередь требования о профильном образовании и, возможно, опыте работы. Кроме того, работа повара предполагает знание необходимых санитарных правил и норм, правил и норм приготовления пищи для детей, норм техники безопасности и пожарной безопасности. Например, работник обязательно должен быть знаком с такими документами, как СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 (для сотрудников детсадов) и СанПиН 2.4.2.2821-10 от 25.12.2013 (для работающих в школах).
  2. Необходимые знания. При осуществлении своих трудовых функций школьные и детсадовские повара должны знать и использовать в работе информацию:
  • об основах и значении питания в жизни детей грудного, дошкольного и школьного возраста;
  • характеристиках и биологической ценности пищевых продуктов;
  • признаках доброкачественности продуктов и методах определения качества;
  • периодах допустимого хранения сырой и готовой продукции и полуфабрикатов;
  • особенностях кулинарной обработки продуктов для детей;
  • объеме блюд в соответствии с возрастом детей;
  • правилах раздачи пищи детям.
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья. Повар школьной столовой (или детского сада) должен иметь медицинскую книжку и быть готовым периодически проходить медицинские осмотры.
  • Основные должностные права и обязанности школьного или детсадовского повара

    Основной должностной обязанностью повара в школе (или детском саду) является, конечно же, приготовление пищи. Однако сам процесс готовки включает в себя несколько составляющих, плюс существует ряд обязанностей, сопутствующих основным. Таким образом, чем четче и подробнее будет очерчен круг должностных обязанностей повара, тем эффективнее он сможет работать.

    К основным должностным обязанностям повара в школе/детсаду можно отнести:

    1. Участие в составлении меню на каждый день и неделю.
    2. Приготовление пищи в соответствии с правилами и нормативами готовки продуктов.
    3. Прием по весу и качеству продуктов со склада.
    4. Подачу пищи детям по весу в соответствии с возрастными нормами.
    5. Закладку и хранение продуктов (суточных проб) в соответствии с требованиями законодательства.
    6. Проведение обработки продуктов разных типов с использованием соответствующих досок и ножей, исключающих контакт сырых продуктов и прошедших термическую обработку.
    7. Обеспечение надлежащего состояния пищеблока, посуды, кухонного инвентаря и техники.
    8. Обеспечение правильного хранения продуктов.
    9. Соблюдение правил личной гигиены.
    10. Прохождение периодических медосмотров.
    11. Контроль за соблюдением правил продуктового соседства в холодильниках.

    Особенную важность для повара детского учреждения имеет перечень прав, установленных в должностной инструкции. Например, такой работник вправе:

    • не принимать со склада некачественные продукты;
    • обращаться к руководству с просьбой о наказании лиц, использующих кухонный инвентарь не по назначению;
    • требовать от руководства содействия в обеспечении надлежащего санитарного состояния кухни и работоспособности оборудования.

    Процесс разработки должностной инструкции для повара детского учреждения в общем ничем не отличается от процесса составления подобного документа для повара любой другой организации. Работа в образовательном учреждении оказывает влияние лишь на содержание разделов этого документа — и тут непременно нужно учитывать все нюансы, касающиеся работы в контакте с детьми.

    Настоящая должностная инструкция повара в школе составлена в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 №30 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, раздел "Торговля и общественное питание".

    Образец должностной инструкции повара школьной столовой

    1. Общие положения должностной инструкции повара

    1.1. Настоящая должностная инструкция повара в школе составлена в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 №30 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, раздел "Торговля и общественное питание"; приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 №248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих"; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
    1.2. При составлении должностной инструкции повара школы были учтены требования Федерального Закона №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года; Постановления Минтруда России от 17.12.2002г № 80 «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда».
    1.3. Повар общеобразовательного учреждения принимается на работу и освобождается от должности директором школы (заведующим производством).
    1.4. Повар общеобразовательного учреждения непосредственно подчиняется директору школы, заведующему производством, заместителю директора по АХР, выполняет указания медработника общеобразовательного учреждения по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологического режима.
    1.5. В своей профессиональной деятельности повар школы должен руководствоваться:

    • действующие СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных учреждений»;
    • установленным и утвержденным цикличным 10-дневным меню для учащихся;
    • методическими рекомендациями по организации и проведению производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов;
    • приказами, инструкциями и распоряжениями по организации питания в общеобразовательных учреждениях;
    • Уставом и иными локальными актами общеобразовательного учреждения;
    • правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности.
    • инструкцией по охране труда для повара в школе.

    Повар в обязательном порядке должен руководствоваться настоящей должностной инструкцией повара в школе и Трудовым договором, порядком проведения эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации.

    1.6. Повар школы должен знать:

    • основы и значение питания учащихся;
    • характеристику и биологическую ценность различных пищевых продуктов;
    • признаки доброкачественности пищевых продуктов и органолептические методы их определения;
    • сроки хранения и реализации сырой и готовой продукции, полуфабрикатов;
    • особенности кулинарной обработки продуктов для учеников разного возраста;
    • график и правила закладки продуктов для приготовления готовой пищи для детей;
    • технологию приготовления первых, вторых, третьих, холодных блюд и изделий из теста;
    • режим и продолжительность тепловой обработки и других процессов: варки, жарки, припускания, выпечки в процессе приготовления пищи для воспитанников;
    • нормы, соотношение и последовательность закладки сырья;
    • объем блюд, соответствующий возрасту учащихся;
    • правила пользования таблицей замены продуктов;
    • устройство и принцип работы обслуживаемого механизированного, теплового, весоизмерительного, холодильного и иного оборудования, правила его эксплуатации и ухода за ним;
    • санитарные правила содержания пищеблока в школе; правила личной гигиены; меры предупреждения пищевых отравлений;
    • режим дня общеобразовательного учреждения, правила и график выдачи пищи, положения должностной инструкции повара в общеобразовательном учреждении (школе);
    • правила пользования электрооборудованием;
    • действия в экстремальных ситуациях.

    1.7. На должность повара школы принимаются лица, которые достигли возраста 18 лет, имеют соответствующую квалификацию или прошли соответствующие курсы по специальному поварскому образованию.

    2. Функции повара школы
    2.1. На повара школы возлагается функция обеспечения своевременного, в соответствии с режимом школы, качественного приготовления пищи для воспитанников и работников общеобразовательного учреждения.

    3. Должностные обязанности повара школы
    3.1. Основной должностной обязанностью повара школы является приготовление блюд для учащихся различного возраста в соответствии с меню, утвержденным в общеобразовательном учреждении.
    3.2. Повар школы обязан:

    • находиться на рабочем месте в спецодежде;
    • ежедневно утром подробно знакомиться с утвержденным в школе меню-раскладкой на предстоящий день, развешивать продукты, предназначенные на каждый прием пищи, в отдельную тару;
    • соблюдать соответствие веса порционных блюд выходу блюда, указанному в меню-раскладке, утвержденному в школе;
    • при кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдать технологические требования;
    • принимать от кладовщика продукты по утвержденному в школе меню-раскладке на завтрашний день под роспись;
    • точно производить подготовку и закладку продуктов согласно меню-раскладке, утвержденному в школе;
    • использовать в своей работе только вымеренную тару;
    • соблюдать правила разделки и приготовления блюд на специальных столах и специально промаркированным инвентарем;
    • при работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов;
    • весь кухонный инвентарь хранить раздельно и использовать строго по назначению, не допускать использование посуды с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия;
    • соблюдать соответствие веса порционных блюд выходу блюда, указанному в меню-раскладке;
    • соблюдать при кулинарной обработке пищевых продуктов гигиенические требования в технологических процессах приготовления блюд;
    • в первый день поступления мяса произвести его разделку на мякоть и кости, сообщив данные кладовщице;
    • соблюдать правила кулинарной обработки овощей для сохранения витаминов;
    • штучные продукты повар должен выдавать на группы по счету согласно тетради учета учащихся в группах.

    3.3. Повар школы должен владеть практическими навыками приготовления блюд для воспитанников разного возраста:

    • вязких, полу-вязких, протертых и рассыпчатых каш из различных круп;
    • отварных, тушеных, запеченных, пюре и других овощных блюд;
    • овощных, фруктовых, фруктово-овощных салатов, винегретов;
    • мясных бульонов и бульонов из мяса птицы;
    • вегетарианских, пюре-образных, холодных и заправочных на мясном бульоне супов;
    • томатных, сметанных, молочных и фруктовых соусов;
    • суфле, тефтелей, котлет, гуляша и иных блюд из мясных, куриных и рыбных продуктов, субпродуктов (печени, языка);
    • запеканок из крупы, овощей с мясом, яиц и творога;
    • молочных и яичных блюд;
    • горячих и холодных напитков;
    • компотов, киселей и иных третьих блюд;
    • витаминизированных напитков быстрого приготовления (из концентрата);
    • дрожжевого и пресного теста, выпечки из него булочек, пирожков, оладий, ватрушек и других кулинарных изделий.

    3.4. Повар школы должен осуществлять:

    • маркировку технологического оборудования, инвентаря, посуды, тары в соответствии с санитарными требованиями для сырых и готовых продуктов;
    • выдачу готовой пищи только после снятия пробы медицинским работником и директором общеобразовательного учреждения с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и внесением соответствующей записи в бракеражный журнал готовых блюд.

    3.5. Повар школы должен ежедневно оставлять суточную пробу готовой порционной продукции в полном объеме, 1 блюдо и гарниры не менее 100 г.
    Пробу необходимо отбирать в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную тару) и сохранять в течение 48 часов в специальном холодильнике или в специальном холодильнике, предназначенном для хранения кисломолочных продуктов при температуре +2 — +6 °С.
    3.6. Повар школы должен фиксировать вес пищевых отходов в меню-раскладке при обработке или подготовке к приготовлению сырых продуктов (овощи, мясо, рыба, кура, фрукты).
    3.7. Повар должен строго соблюдать положения должностной инструкции повара в школе, инструкций по охране труда при выполнении работ, инструкции о мерах пожарной безопасности на пищеблоке школы.

    4. Права повара общеобразовательного учреждения

    Повар имеет право:
    4.1. Не использовать недоброкачественные продукты для приготовления блюд.
    4.2. Вносить свои предложения по улучшению организации питания в общеобразовательном учреждении.
    4.3. Требовать от администрации общеобразовательного учреждения создания условий, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей.
    4.4. Ходатайствовать перед администрацией о наказании лиц, использующих кухонный инвентарь без разрешения повара.
    4.5. Участвовать в работе коллегиальных органов самоуправления общеобразовательного учреждения.
    4.6. На получение социальных гарантий и льгот, установленных локальными актами общеобразовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.

    5. Ответственность повара школы
    5.1. Повар школы несет ответственность:

    • за качество и соответствие приготовленных блюд меню-раскладке, утвержденному в школе;
    • за соблюдение технологии приготовления блюд и своевременную выдачу питания на группы в соответствии с графиком выдачи с соблюдением нормы готовых блюд;
    • за сохранность пищевых продуктов после выдачи их на пищеблок школы;
    • за соблюдение режима питания в школе.

    5.2. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.
    5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, заведующего производством, должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией повара, в том числе за неиспользование предоставленных прав, повар несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
    5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении повар привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

    6. Взаимоотношения. Связи по должности повара
    Повар школы:
    6.1. Подчиняется директору школы и руководителю структурного подразделения (шеф-повару), заместителю директора по АХР общеобразовательного учреждения.
    6.2. Взаимодействует в своей деятельности с медицинской сестрой, заместителем директора по АХР и кухонным рабочим.
    6.3. Информирует директора школы и руководителя структурного подразделения о возникших трудностях в работе.
    6.4. Выполняет разовые поручения директора общеобразовательного учреждения и руководителя структурного подразделения.
    6.5. Получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
    6.6. Осуществляет систематический обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими работниками общеобразовательного учреждения, работниками пищеблока (кухни).